Нe нa кaждoм aвтoмoбильнoм aукциoнe мoжнo встрeтить клaссичeский Ford. Пoэтoму рaспрoдaжa кoллeкции чaстнoгo музeя Дeн Xaртoгa стaлa зaмeтным сoбытиeм в мирe любитeлeй клaссичeскиx aвтoмoбилeй – нa aукциoн Bonhams были выстaвлeны срaзу бoлee 220 экзeмплярoв Ford нaчaлa и сeрeдины прoшлoгo вeкa.
Кoллeкция Пита Ден Хартога отличалась потрясающим разнообразием: в ней были представлены как стандартные автомобили, так и специальные версии, коммерческие автомобили, автобусы, пожарные машины и гоночные болиды.
Продажа коллекции Ден Хартога, считающейся самой большой частной коллекцией классических Ford в мире, привлекла более 500 покупателей со всего мира. Торги, в общей сложности продлившиеся 10 часов, обслуживали четыре аукциониста. Коллекция была распродана полностью, а вырученные суммы многократно превзошли оценочную стоимость автомобилей. Покупатели потратили на 300 лотов 6 157 353 евро или около 7,2 млн долларов.
Звездой и самым дорогим лотом аукциона стал Ford Model B 1905 года с открытым кузовом без дверей типа «тонно», который Ден Хартог приобрел у отеля Imperial Palace в Лас-Вегасе (сейчас носит название The Lynq), также обладавшего впечатляющей коллекцией классических автомобилей. Торги за этот экземпляр стали самыми длительными на аукционе, и в итоге машина ушла к покупателю за 419 750 евро (около 488 тыс. долларов), в 7 раз дороже оценочной стоимости. Это стало самой большой суммой, когда-либо уплаченной за Ford Model B.
Машины этой серии, выпускавшиеся с 1904 по 1906 гг., стали первыми Ford с передним расположением двигателя и выраженной радиаторной решеткой. Автомобиль с просторным кузовом и 24-сильным четырехцилиндровым мотором стоил вдвое дороже Ford Model A и Ford Model C и считался роскошной моделью. Всего было произведено около 500 таких машин, а до нашего времени дошли 7-8 экземпляров, что делает Ford Model B одним из самых редких классических автомобилей и желанным приобретением для любой коллекции.
Вторым самым дорогим лотом стал преемник Ford Model B – Ford Model K с кузовом «фаэтон», проданный за 345 000 евро (около 400 000 долларов). Первый 6-цилиндровый автомобиль Ford, выпускавшийся в 1906-1908 гг., был еще мощнее, дороже и роскошнее, чем Ford Model B – его двигатель развивал 40 л.с., а стоимость составляла 2800 долларов против 2000 за Ford Model B.
Повышенным интересом пользовались необычные экземпляры, такие как снегоход на базе Ford Model A 1930-го года. Миниатюрный пикап для движения по снегу из коллекции Ден Хартога отличается продуманностью и основательностью конструкции: для поддержки гусениц установлены две дополнительные оси, а спереди не только установили лыжи, но и сохранили оригинальные колеса. При оценочной стоимости в 20-30 тысяч евро, снегоход был продан за 87 400 евро (более 100 тыс. долларов). За автолавкой на базе Ford Model AA 1928-го года, оснащенной оборудованием для производства и продажи попкорна, владелец частного музея специально прилетел из Новой Зеландии и приобрел автомобиль за 46 000 евро (около 53 000 долларов).
Автомобилями Ford Пит Ден Хартог (1926-2011) увлекался с раннего детства – его отец, владелец успешной транспортной компании, закупал «форды» для своего бизнеса. В 1956 году, унаследовав компанию от отца, Пит Ден Хартог начал приобретать автомобили Ford, поставив себе целью собрать наиболее полную коллекцию из всех выпускавшихся моделей марки. В 1997 он открыл доступ к своей коллекции для публики, основав частный музей в г. Хиллегоме (Нидерланды), в свое время внесенный в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой музей автомобилей Ford в мире.
Музей Ден Хартога, вмещавший более 200 экспонатов на площади почти 500 кв. метров, стал настоящей Меккой для ценителей марки Ford со всего мира. Интересно, что находить классические Ford для коллекции Ден Хартогу часто помогали собственные сотрудники-дальнобойщики. Зная об увлечении хозяина компании, они записывали координаты увиденных в дороге старых «фордов» или фотографировали их – и передавали информацию Ден Хартогу.
«Крупнейшую коллекцию ретромобилей Ford продали с аукциона»